Опера Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Ижевск
Опера Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Ижевск
20 Октябрь 18:00 Суббота
Государственный театр оперы и балета
Купить билеты на оперу Сказание о невидимом...
Подробнее

Опера Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Ижевск

Николай Римский-Корсаков

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии

Опера в трех действиях

Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств УР Николай Маркелов
Дирижер — заслуженный деятель искусств УР Николай Роготнев
Сценография, костюмы —  Сергей Новиков (Санкт-Петербург)
Хормейстер — заслуженный деятель искусств УР Людмила Елисеева

Немногим более ста лет назад, вначале 1900-х, русский композитор Николай Римский-Корсаков приступил к своей четырнадцатой, предпоследней, опере. Сюжетом ее стали две древнерусские легенды XIII века — о «Невидимом граде Китеже» и сказание о св. княгине Февронии Муромской, которые крепко соединились в сознании композитора. В легенде о Китеже реальные события эпохи татаро-монгольского владычества приобрели фантастическую окраску: град был спасен от разорения татарами Божьим промыслом — он сделался невидимым и стал местом идеальной жизни. Вместе с поэтом Владимиром Бельским Римский-Корсаков долго и скрупулезно работал над либретто, источником которого стали летописи, легенды, сказания, народные песни, былины и духовные стихи. Композитор был весьма доволен либретто, оно получилось выдающимся, сочетающим эпос и лирику, героику и фантастику, а главное — совершенно русским. В опере предстает галерея ярких национальных типов: идеальный образ русской женщины, верной и любящей, готовой на подвиг; драматичный образ Гришки Кутерьмы, морально сломленного; воинов-защитников, идущих на смерть.

Сам композитор, а вслед за ним и исследователи считают «Сказание» вершиной творчества Римского-Корсакова. Но, при всем совершенстве оперы, она странным образом вызывает дискуссии и не входит в постоянный репертуар театров. Да и современники приняли ее неоднозначно. Возможно, дело в том, что, Римский-Корсаков, работая над оперой формально эпической, почти сказочной, вложил в нее предчувствия о судьбе страны. Начало XX века… Маятник завис в высшей точке, время остановилось, еще миг — и он неотвратимо качнется в противоположную сторону, набирая скорость, сметая все на своем пути. Для России это не в первый и не в последний раз — маятник раскачивается, а значит, перемена времен неизбежна, история будет повторяться: монголо-татарское иго, революции, отечественные войны… Мужчины будут воевать, предатели предавать, а женщины молиться. И не столь важно, какие рубахи или мундиры на тех, кто готов умереть за Родину. Их ждет Китеж, невидимый град, возникший по промыслу Божьему. «Всяк, кто ум не раздвоен имея, паче жизни в граде быть восхощет».

В новой постановке, освободившись от точной временной привязки к русскому средневековью, опера получает большую свободу трактовки образов: среди защитников Китежа мелькают люди в бушлатах, силуэт врагов-татар напоминает рыцарские латы… Времена и эпохи сливаются, таким же трансформациям, причем буквальным, подвергается и пространство: лес, келья, город, церковь суть одно — место, где каждый выбирает свой путь. Ведет ли этот путь к невидимому граду?

Возрастное ограничение 12+

Феврония

Заслуженная артистка республики Мордовия Наталья Макарова — солистка Государственного музыкального театра им. И.  Яушева

Окончила Нижегородскую Государственную консерваторию им. М. Глинки (класс М. Г. Амелиной). С 1999 года — солистка Музыкального театра им. И. Яушева.

Победитель VI Международного конкурса «Храни меня, мой талисман» в Словении; многократный Лауреат премий Главы республики Мордовия в области театрального искусства. Участник XIII Международного фестиваля вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой (Астрахань, 2014), фестиваля оперного и балетного искусства «Зимние вечера» (Йошкар-Ола, 2016), проекта «Великий Волжский Путь» (2017), Фестиваля Оперетты (Чебоксары, 2017). Участник мастер-классов профессора Пражской консерватории, Заслуженной артистки Чехии Ирины Боссини, мастер-классов преподавателя Королевской консерватории Ивы Сёренсон фон Герттен (Швеция), солистов Мариинского театра Е. Витман и Э. Умерова.

В Государственном музыкальном театре им. И.  Яушева исполняет партии Татьяны («Евгений Онегин»), Лизы («Пиковая дама»), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй») и многие другие.

Отрок

Лауреат международных конкурсов Любовь Добрынина — солистка Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева

Окончила Казанскую государственную консерваторию им. Н. Жиганова, которую окончила в 2010 году с красным дипломом (класс профессора Г. Т. Ластовки). В 2008 году состоялся ее дебют на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова в партии Дуняши (опера «Царская невеста»). В июне 2010 года принята в оперную труппу Марийского театра оперы и балета.

Лауреат VI всероссийского конкурса романса «Белая акация» (2008),  I Международного конкурса молодых исполнителей  «ART-Форум» (Казань, 2010), VII Республиканского конкурса «Молодые таланты Республики Марий Эл» (2010), II Международного конкурса «Viva music» (Казань, 2011), Национальной театральной премии имени Й. Кырли в номинации «Лучшая партия в опере» за исполнение партии Марфы в опере «Акпатыр» Э. Сапаева.